История

Покорение Маттерхорна

Из альпийских вершин, на которые еще не ступала человеческая нога, две особенно вызывали во мне восхищение. Первую часто и безуспешно атаковали самые отважные альпинисты, тогда как вторая традиционно считалась недостижимой и оставалась поэтому нетронутой. Этими вершинами были Вейссхорн и Маттерхорн.
- Эдвард Уимпер. "Восхождения в Альпах"

В 1860 году молодой английский гравер, двадцатилетний Эдвард Уимпер, получает любопытный заказ: отправиться в путешествие по Швейцарии и Франции, чтобы иллюстрировать второй выпуск нового издания журнала "Пики, перевалы и ледники", принадлежащего недавно созданному "Альпийскому клубу". Уимпер иллюстрирует рассказы альпиниста Бонне и основателя клуба, Едварда-Ширли Кеннеди, только что покорившего Финстераархорн, делает зарисовки пейзажей карандашом и акварелью. Он отправляется к Юнгфрау, проходит через перевал Гемми и достигает Заас-Фе и Церматта, маленькой деревушки у подножия Маттерхорна. Здесь, в единственной гостинице "Монте-Роза", принадлежащей Александру Зейлеру, часто собираются англичане. Все они так или иначе одержимы страстью к альпинизму. Среди них особенно выделяется физик, Джон Тиндаль, которому ровно через год предстоит стать покорителем неприступного Вейссхорна.

Эдвард Уимпер в 1865 году

Эдвард поднимается на Риффель и любуется ледниками; спуск с горы занимает у него около четырех часов. Вернувшись в отель, он узнает, что другие англичане, Хинчлиф и Лесли Стифен (покоритель Бичхорна, Вильдштрубеля и Цинальротхорна), потратили на спуск всего 39 минут, и примчались в деревню, обливаясь потом. Здесь он получает первые уроки альпинизма. Затем, преодолевая по шестьдесят километров в день, добирается до Шамони у подножия Монблана.

В 1861 году Уимпер возвращается в горы уже как член альпийского клуба. Ему удается совершить несколько значительных восхождений (Экрен - 1864 г. и Эгий Верт - 1865 г. во Французских Альпах), однако каждое лето на протяжении этих пяти лет он неизменно возвращается к подножию Маттерхорна.

К 1865 году Маттерхорн остается чуть ли не единственной вершиной, на которую еще не ступала человеческая нога, и поэтому самой притягательной. Большинство церматтских и валь-турнаншских проводников считают подобное восхождение невозможным. Альпинисты привыкли передвигаться по снегу, вырубая во льду ступеньки; они обуты в кожаные ботинки, легко скользящие при передвижении по скалам. Обычно обтесывание ступенек поручается гидам, некоторые из которых достигают настоящей виртуозности, как, например, Мишель Кро из Шамони, за день вырубивший 1100 ступенек на Гранд-Касс в Вануаз. Однако вертикально взмывающая пирамида Маттерхорна настолько крута, что к ней даже не пристает снег.

Мишель Кро. Рисунок Э. Уимпера. Жан-Антуан Каррель

Со стороны Церматта и ребра Хернли гора кажется Уимперу совершенно неприступной. По этой причине первые попытки восхождения он совершает с итальянской стороны, из Валь Турнанш. Но главной трудностью оказывается не сама техника восхождения, а отсутствие подходящих спутников. Ни один из итальянских проводников не соглашается подниматься на такую страшную гору.

Впрочем, один из жителей итальянского Брейля, капрал Жан-Антуан Каррель, считает восхождение возможным. Вместе со своим братом, охотником Жан-Жаком Каррелем и семинаристом Аме Горре, он пытается взобраться на вершину со стороны Львиной Головы (3723 м.) еще в 1857 году, но терпит поражение. Как указывает большинство биографов, появление никому неизвестного Уимпера вызывает в нем инстинкт соперничества: Каррель считает, что Маттетхорн должны покорить именно итальянцы. Они совершают совместные вылазки, но ни разу не добираются до вершины. Третим соперником в соревновании за Маттерхорн оказывается профессор Тиндаль, который, впрочем, впоследствии отказывается продолжать борьбу и высказывает мнение, что вершина так и останется недоступной.

К 1861 году рекорд высоты по-прежнему принадлежит братьям Каррелям (4032 м.); на втором месте оказываются Тиндаль и его спутник Хоукинс (3960 м.). Уимперу же удается достичь отметки 3855 метров. Однако уже в 1862 году он выходит на первое место, забравшись на 50 метров выше Каррелей. Ни один гид не соглашается сопровождать его. На обратном пути, "забыв" тяжелый и неудобный ледоруб в палатке, оставленной на Львиной Голове, Уимпер подскальзывается на обледенелых скалах и чудом не падает в пропасть. С окровавленной головой, но без единого перелома, ему удается добраться до деревни. В своих воспоминаниях, изданных в 1871 году, Уимпер пытался передать ощущение, испытанное им в то время, когда он катился по скалам. "Я прекрасно понимал, что со мной происходило, и считал каждый удар, но как больной, накачанный хлороформом, не чувствовал не малейшей боли. Каждый удар был сильнее предыдущего, и я помню, что в какой-то момент ясно подумал, что если следующий удар окажется еще сильнее, наступит мой конец. <...> Еще более примечательно то, что в моем вращении в пространстве не было ничего неприятного; однако, если бы расстояние было больше, я бы непременно потерял сознание, как мне кажется; кроме того, каким бы невозможным это не казалось, я убежден в том, что смерть, вызванная падением с большой высоты, одна из самых безболезненных".

Страшные камнепады на Маттерхорне. Гравюра Э. Уимпера и Дж.Махоней.

Однако вернемся в злополучный 1865 год. Как и каждое лето, Уимпер возвращается в Альпы. Он проводит несколько дней с Мишелем Кро, любимым проводником из Шамони, но последний торопится на встречу с новым клиентом и отказывается тратить еще несколько дней на подъем на Маттерхорн по новому маршруту через гребень Хернли. Тем не менее, ему, как и Уимперу, кажется, что подобное восхождение возможно. Уимпер покоряет Эгий Верт (Зеленую Иглу) в окрестностях Шамони с гриндельвальдским проводником Кристианом Альмером и снова возвращается в Брейль. Однако Альмер наотрез отказывается подниматься на Маттерхорн. Уимперу не остается ничего другого, как отправиться искать старого знакомого Карреля и пытаться уговорить его совершить совместное восхождение со швейцарской стороны. Каррель соглашается, но, после того как Уимпер рассчитывается с проводником, отказывается идти под предлогом каких-то обязательств. На следующее утро Уимпер, вне себя от ярости, узнает о "страшном предательстве" итальянца: вместо того, чтобы сопровождать знатное семейство в поездке по Валле д'Аоста, Каррели тайно готовят восхождение по итальянскому гребню для правительственной организации и только что отправились в сторону Львиной Головы с мулами, нагруженными провизией на несколько дней. Вдобавок, в Брейле не осталось ни одного проводника, и переход в Церматт через Теодульский перевал кажется невозможным, так как потребовалось бы по крайней мере два человека, чтобы переправить багаж Уимпера.

Бегая в поисках носильщиков по Брейлю, Уимпер случайно узнает сына Петера Таугвальдера, одного из лучших церматтских проводников. Он сопровождает некоего молодого человека, лорда Фрэнсиса Дугласа, только что покорившего Обер Габельхорн. Это достижение вызывает в Уимпере прилив восхищения, и он предлагает своему новому знакомому отправиться на Маттерхорн вместе с нанятыми им Таугвальдерами. Последующие события представляют собой цепь случайностей. Добравшись до Церматта, Уимпер с удивлением встречает Мишеля Кро на пороге гостиницы Монте-Роза. Оказывается, что клиент Кро заболел, так и не добравшись до Шамони, поэтому Кро был нанят другим опытным альпинистом, преподобным Хадсоном, для восхождения на Маттерхорн. Обе команды решают двигаться вместе, чтобы избежать камнепадов. Однако возникает небольшая проблема: Хадсон непременно хочет взять с собой друга, никому неизвестного молодого Хэдоу. Хэдоу ровесник лорда Дугласа и очень хорошо ходит по горам (судя по только совершенному подъему на Монблан), но совсем не умеет лазать по скалам и правильно ставить ноги при спуске. Однако Хадсон упорствует, и Уимпер в конце концов соглашается принять новичка в команду.

Преподобный Хадсон. Рисунок Э. Уимпера. Лорд Фрэнсис Дуглас. Рисунок Э. Уимпера.

14 июля Эдвард Уимпер, Мишель Кро, лорд Дуглас, Хадсон, Хэдоу и Таугвальдеры наконец достигают вершины, покрытой нетронутым снегом. Следов итальянцев нигде не видно: Уимпер не напрасно надеялся, что восхождение с итальянской стороны задержится из-за плохой погоды, установившейся в последние дни. Наконец Кро и Уимпер с трудом различают маленькие фигурки, двигающиеся по гребню очень далеко от вершины. Уимпер и Кро напрасно пытаются привлечь внимание Карреля криками - итальянцы слишком далеко! Тогда Уимперу приходит в голову новая идея: он поднимает тяжелый камень и с грохотом бросает его в пропасть, уговаривая Кро последовать его примеру. Вскоре целый град камней скатывается по гребню. Итальянцы в страхе спускаются вниз к Львиной Голове.

На самом деле, как пишут Вальтер Шмид и Макс Шамсон, итальянцы начали спуск еще до камнепада и из-за совсем прозаической причины: дело в тон, что Жан-Антуан Каррель ухитрился "проспать" восхождение на Маттерхорн. Итальянцы вышли на гребень только в шесть часов утра - слишком поздно, чтобы добраться до вершины и вернуться. Три дня спустя Каррелю наконец удастся совершить восхождение по технически более сложному, но менее опасному итальянскому гребню.

Вскоре после начала спуска неопытный Хэдоу, неожиданно подскользнувшись, сбивает с ног Мишеля Кро; вслед за ними, Хадсон и Дуглас тоже падают в пропасть. Уимпер и Таугвальдеры выживают благодаря нелепой случайности: вместо того, чтобы использовать хорошую манильскую веревку, Таугвальдеры привязались к лорду Дугласу старой и некрепкой веревкой, которую можно было использовать только в крайнем случае. Неправильным был и порядок альпинистов: как пишет Уимпер, Кро - самый опытный и сильный проводник - шел первым, чтобы указывать путь Хэдоу, тогда как за ним двигался Хадсон. Последующие поколения альпинистов начали ставить сильнейшего в конец, чтобы в случае падения удержать остальных.

Злополучная веревка в Музее Маттерхорна, Церматт

Уимпер больше никогда не поднимался в горы с Таугвальдерами. Как написано в "Восхождениях в Альпах", при спуске гиды начали жалобную песню "Мы бедные люди, нам никто не заплатит..."; затем же, посовещавшись, попросили англичанина ничего не платить, но написать в газетах и книге гостиницы "Монте Розы", что в результате несчастного случая они остались без платы. "В следущем году в Церматт приедут новые туристы, и у нас тогда будет много новых клиентов!". Это вызвало в Уимпере отвращение. Сдержанный в своих воспоминаниях, он не скрывал своего негодования в записке сектерарю Альпийского клуба, уверяя, что, едва спустившись в безопасное место, Таугвальдеры вели себя настолько бесчувственно (пили, ели и громко горланили), что в нем зародились смутные подозрения, не собираются ли они тайком укокошить его при малейшей оплошности. В записке Уимпер рассказывает о том, как он, отказавшись продолжать спуск при лунном свете, проводит бессонную ночь с ледорубом в руках, строго запретив приближаться к нему и "готовый защищать собственную жизнь".

В дальнейшем "старый Таугвальдер" (ему было 46 лет) эмигрировал в Америку, тогда как младший продолжал водить альпинистов на Маттерхорн.

Ни один из церматтских проводников-католиков не смог участвовать в поиске тел погибших, так как местный священник пригрозил отлучением от церкви всем тем, кто осмелится не присутствовать на воскресной мессе. Тела трех погибших были найдены раздетыми и лежащими рядом на леднике; от лорда Дугласа остались только одна перчатка, ремень и сапоги. Хадсон и Хэдоу были похоронены в могиле вместе с неким альпинистом Уилсоном, как раз в это же время упавшим с Риффельхорна, тогда как для Кроу была приготовлена отдельная могила с эпитафией Уимпера на французском языке.

1 / 3
Могила Мишеля Кро
Могила Мишеля Кро
2 / 3
Могила Таугвальдеров
Могила Таугвальдеров
3 / 3
Могила Хадсона и Хэдоу
Могила Хадсона и Хэдоу

В августе 1874 года Уимпер и Каррель совершают совместное восхождение на Маттерхорн; в дальнейшем Уимпер пользуется услугами Карреля во время экспедиции в Андах. Они покоряют несколько шеститысячников, в том числе вулкан Чимборасо в Эквадоре (6250 м.), считавшийся в те годы высочайшей вершиной мира. Каррель умирает в преклонном возрасте от сердечного приступа, спускаясь в плохую погоду с Маттерхорна с группой туристов.

Эдвард Уимпер женится в 64-летнем возрасте на молодой девушке. От этого брака рождается дочь, Этель, которая впоследствии тоже совершит восхождение на Маттерхорн.

Литература
an image
  • Chamson, Max. Whymper, le fou du Cervin. Paris, Editions Hoëbeke, 2000.
  • Gindraux, Philippe. La folle histoire du Cervin. Genève, Editions Slatkine, 1990.
  • Whymper, Edward. Escalades dans les Alpes. Paris, Editions Hoëbeke, 1994.
  • Schmid, Walter. Le Cervin et les hommes. Lausanne, Editions Payot, 1964.
  • Smythe, Francis. Edouard Whymper : le vainqueur du Cervin. Lausanne, Editions Novos, 1944.

В 1880 году Марк Твен опубликовал книгу "Пешком по Европе". Глава XLI посвящена рассказу Уимпера о покорении Маттерхорна. Вы можете ознакомиться с авторским переводом отрывка на нашем сайте.